|
JAWAold.su Форyм клуба JAWAold
|
Тракторный генератор 14в 400вт с самовозбуждением на ЯВА-634
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Диим
On-Line
Регистрация: 06.08.2018 Сообщения: 1 Темы: 1 Откуда: Россия Мото: ЯВА-634
|
|
Только для ознакомления.
Генератор 14 вольт, 400 ватт, безщёточный, на самовозбуждении.
Мне всегда не нравился слабый свет моей ЯВА и я подумывал о переделке родного шестивольтового генератора. И вот после перегорания лампочки фары я решил перевести мотоцикл на двенадцативольтовое напряжение.
Я менял генератор два раза. Первый раз я только перемотал на 12 вольт родной шестивольтовый генератор. Перемотал как якорь так и индуктор.
Перемотанный генератор показал себя очень хорошо. При работе этот генератор издавал воющие звуки, наподобие маленькой сирены. Но через месяц хорошей службы генератор "вышел из строя", так как я халатно отнёсся к проверке зазора между индуктором и якорем, который был очень маленьким. В результате якорь стал тереться в одном месте о полюс индуктора и его "пробило на массу".
От тех времён у меня остался только перемотанный индуктор.
Я не стал чинить аварийный якорь и решился на кардинальные изменения всей генераторной установки. Я решил применить легкодоступный, бесплатный и более мощный советский тракторный генератор переменного тока. Я рисковал, так как в случае неудачи, это решение влекло бы за собой невозможность возврата заводского генератора.
Тракторный генератор был выбран из-за того, что он был доступным и бесплатным, а двенадцативольтовые от ЯВА и ИЖ в тот момент были малодоступны и очень дорогие. А результат замены,при этом, был очень даже неопределённым.
Сначала я рассматривал два генератора. Один на 400 ватт, другой на 700 ватт. Семьсотваттный генератор не подошёл по габаритам и его пришлось отставить, но при этом я использовал его диодный мост. А четырёхсотваттный подошёл "впритык".
Взятые от него детали я протачивал на токарном станке, сверлил, спрессовывал и напрессовывал, перематывал, укорачивал и добавлял самодельные недостающие детали.
В генераторном отсеке мотоцикла я убрал опоры под родной генератор и установил опоры накладные, которые закрепил винтами и болтами. Так-же в два раза пришлось утоньшить перегородку в правой крышке двигателя. В результате всё поместилось.
Диодный мост я разместил в самом холодном месте мотоцикла - в отсеке воздушного фильтра.
В крышке воздушного фильтра, в районе всасывающего патрубка я вырезал окошко для установки интегрального регулятора напряжения (опять же тракторного) Я112Б.
Почему я выбрал Я112Б, а не, скажем, автомобильный Я112А? Потому, что РН Я112Б, опять же, можно было достать без проблем и бесплатно и, самое главное, его можно было настроить на любое напряжение с точностью до 0,1 вольт. Но после тестирования я отказался от любых электронных РН. Я точно не помню причину отказа, но причина была довольно веская.
Вместо электронного реле я применил полусамодельное электро-механическое реле.
Саму "хлопушку" я взял с какого-то автомобильного электро- или электронно-механического реле и установил в корпус родного явского реле, предварительно убрав оттуда заводские детали. Рядом с "хлопушкой", для уменьшения искрообразования между контактами, я установил фильтр из конденсатора и катушки индуктивности. С обратной стороны коробочки реле, на месте заводского резистора, я установил самодельное сопротивление из нихромовой проволоки.
В результате глобальной переделки я получил безпроблемный генератор более чем достаточной мощности, который может работать без аккумулятора в случае его внезапной порчи где- то в пути. При этом мотоцикл можно завести с небольшого "толкача", предварительно отключив испортившийся аккумулятор.
Я проездил с этим генератором девять лет и ни разу в него не заглядывал.
Просьба никому не повторять из-за сложности и ненадобности, так как для замены родного шестивольтового генератора имеются более технологичные двенадцативольтовые генераторы от ЯВА и ИЖ.
Этим я хвастаюсь, что у меня есть единственная в мире ЯВА с генератором из деталей советского тракторного генератора.
Давно это было.
Последний раз редактировалось: Диим (01 Янв 2019 13:45), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Alexandir
Гуру
Регистрация: 05.10.2012 Сообщения: 789 Темы: 2 Откуда: г.Красноярск Мото: Ява-350-634+велорекс562 1976г.в., Ява-350-634-4-02 1975 г.в., Ява350-638-00 1988 г.в.
|
|
Диим, знаю я эти генераторы, обмотка треугольником по три катушки последовательно, девять (всего) полюсов в статоре и 12 полюсов в роторе, шесть из которых с очень хиленькими постоянными магнитами. Соблюсти соосность и зазор между катушкой возбуждения и ротором в случае установки на Яву действительно очень сложно, так как коленвал имеет небольшие перемещения влево -вправо, в отличии от родной конструкции этого генератора, где все жестко собрано в передней крышке статора. Самая главная проблема - это возбуждение этого генератора только на 1200 об/мин, это на тракторе при 600 холостых (шкив двигателя имеет длину окружности в 2 раза больше шкива генератора). Да, бесспорный плюс есть - запуск с толкача без аккума, но все остальное это большой минус. _________________ Любая техника должна заводиться на месте, либо стартером, либо кик-стартером. Иное - бегать с ней пол-дня по гаражному массиву например- недопустимо и неуважительно к самому себе, в первую очередь. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Vano Карточек: 2 Мастер
Регистрация: 30.05.2007 Сообщения: 4220 Темы: 24 Откуда: Донбасс Мото: пока нет
|
|
Называется психанул
В этом генераторе роль магнитопровода выполняет стальной корпус (или чугуниевый) - интересно как он сопрягается с цапфой коленвала? Передний подшипник пришлось убрать?
Обмотка возбуждения неподвижна и находится на статоре потому и нет щеток. Есть варианты на 5 фаз (10 диодов в мосту), видимо они могут работать при более низких оборотах. Когда делали эти генераторы не было ниодимовых магнитов. Что если добавить этих магнитов? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Alexandir
Гуру
Регистрация: 05.10.2012 Сообщения: 789 Темы: 2 Откуда: г.Красноярск Мото: Ява-350-634+велорекс562 1976г.в., Ява-350-634-4-02 1975 г.в., Ява350-638-00 1988 г.в.
|
|
Vano, вот я тоже про ниодимы подумал, у меня новая 700-ка 1990г.в. валяется без дела и надобнсти, пока хочу покрутить мотором с частотником для собственной убедительности заявленных параметров, а там посмотрю-подумаю. _________________ Любая техника должна заводиться на месте, либо стартером, либо кик-стартером. Иное - бегать с ней пол-дня по гаражному массиву например- недопустимо и неуважительно к самому себе, в первую очередь. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Vano Карточек: 2 Мастер
Регистрация: 30.05.2007 Сообщения: 4220 Темы: 24 Откуда: Донбасс Мото: пока нет
|
|
Alexandir, я такой генератор на Москвич хотел поставить, тоже лежит где-то новый. Но т.к. старый работает хорошо, а то как он там прикручен вообще ахтунг - оставил все как есть. Хотел чтоб с ручки запускался без АКБ Стоял у меня блок DC/CDI на зажигании по типу как сейчас на скутерах от 150сс. Выкинул все барахло и поставил классической электронное зажигание - датчик холла, коммутатор и катушка высокой энергии. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Alexandir
Гуру
Регистрация: 05.10.2012 Сообщения: 789 Темы: 2 Откуда: г.Красноярск Мото: Ява-350-634+велорекс562 1976г.в., Ява-350-634-4-02 1975 г.в., Ява350-638-00 1988 г.в.
|
|
Vano, да ты продвинутый Москвичист! Я то, скромно, на контактах до сих пор езжу на Ваз21043...и ни разу не жалею. В идее ТС меня прельщает та-же идея, запуска без акб, вот и озадачился. Видимо идея-заразна как вирус... _________________ Любая техника должна заводиться на месте, либо стартером, либо кик-стартером. Иное - бегать с ней пол-дня по гаражному массиву например- недопустимо и неуважительно к самому себе, в первую очередь. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
|