Существует немало легенд о восстановлении тормозных колодок- одни считают, что этого делать нельзя, что наилучший вариант- покупка только новых колодок, а если купить негде- то подобрать подходящие. Вроде кто-то где-то слышал, что подходят от Запорожца или даже от Кировца... Другие, наоборот, уверены, что заменить накладки можно, но надо их крепить к самой колодке чем-то очень-очень надёжным, например, стальными винтами с гайками (калёнными, ага!)... Третьи знают, что современные колодки имеют накладки, приклееные термоклеем. Но поскольку термоклея соответствующего нет, то в ход идут зажжённые дамские колготки... Я же предлагаю вернуться во времена появления и расцвета самой Явы, в 40-е года прошлого века. Заводские колодки на наших мотоциклах снабжены накладками, которые приклёпаны алюминиевыми заклёпками с потайными головками в зенковках фрикционного материала (далее я и сам материал, и накладки из него буду для краткости называть "ферродо", не вдаваясь в подробности такого названия, и не вступая в споры относительно его правомерности). Кроме прочего, эта технология предполагала возможность замены накладок в гаражных условиях. Старые шоферА, в т.ч. батя мой, нисколько не сомневаясь, юзали переклёпные колодки не только на мотоциклах, но и на многотонных автопоездах.
К недостаткам такого метода следует отнести некую "мёртвую толщину" ферродо- то есть, вроде ещё почти 2 мм осталось, но одна из заклёпок уже достаёт до поверхности барабана и эффективность такой колодки резко падает- надо снова ремонтировать. Но здесь надо оговориться, что на Яве эта мёртвая толщина учитывается в конструкции самих тормозов- если донашивать колодки до самого металла, то индикатор износа будет давно уже указывать на "Опасно!". А самое главное- будет опасность проворота кулачка и заклинивания тормоза- так, по крайней мере, считали древние конструкторы Явы.
Инструменты и материалы
Ферродо. Сначала я взял то, что было у меня в залежах- я их клепал на Форда, когда ещё в такси работал. Ферродо от ГАЗ-24, одного хватило на 2 колодки. Но оно было очень жёстким- не гнулось совсем. А диаметр барабана на Волге "немного" больше нашего. Говорят, что можно его нагреть в кипятке и оно будет гнуться- не знаю, не пробовал. Можно было накладку крепить струбцинками- но я и этого не сделал. Вот результат:
Головку заклёпки вырвало из ферродо- материал слишком жёсткий!
Пришлось отправляться на авторынок. Там взял пару накладок на задние Т. "восьмёрки", цвет их тёмно-тёмно-серый, они гнутся довольно легко. Обошлись в 16 грн.
Заклёпки. Я использовал новомодные пустотелые заклёпки, по-польски "ниты", так я их и буду далее называть для краткости. (раньше у нас их не выпускали, были только польские, вот название и прижилось). Диаметр родных заклёпок 3 мм. Взял ниты 3.2х6.5 мм. (Цена- 3-00 грн/50шт) Но лучше взять не 6.5, а следующую длинну- семь там с чем-то. Стальной крепёж БЕЗУСЛОВНО не годится- он порежет тормозной барабан. Да и прочность самого ферродо всё равно ниже, даже чем алюминия!
Свёрла 3.5 и 6.5. Почему две дрели? Сначала сверлим, потом зенкуем, и так каждое отверстие. Пришлось бы менять свёрла 14 раз. Если нет двух дрелей- для зенковки можно взять шуруповёрт. Ну, а нет его- чтож, никто не говорил, что будет легко.
Нитовница- самая простейшая у меня, сейчас такая стоит где-то долларов 5, но моя у меня уж лет 10, ск.стоила- не помню. Скажу только, что свою цену она уже отбила 1000 раз. Но тут есть 1 хитрость: на головку заклёпки давит "жиклёр" нитовницы. Если просто стандартным жиклёром давить стандартный нит, то в "мёртвую толщину" уйдёт весь материал ферродо. Я применяю небольшую втулочку, которая наружным диаметром соответствует диаметру головки и проходит в зенковку ферродо. Если есть возможность, можно выточить специальный жиклёр со ступенькой для потайных головок. Вот на снимке втулочка, одетая на стержень нита:
На стержень нита одета маленькая втулочка, наружный Д=6 мм, внутрений- такой, чтоб свободно одевалась на штырь- здесь 2 мм. Без неё заклепать "впотай" не получится.
Ход работы
Сначала тонким зубильцем срубим старое ферродо и заклёпки, остатки заклёпок удалим:
Зенкуем первые 2 отверстия на стальной плите, на большой скорости, но с минимальным нажимом, и саму заготовку плотно прижимаем к стали. Как только носик сверла упрётся в железо-считаем, что зенковка окончена.
Готово для приклёпки! Это "первая серия", жёсткое ферродо, которое потом сломалось. Но зенковка удачная.
Рассверливаем первые два отверстия в колодке на 3.5 и приклёпываем двумя нитами. Сразу засверлить и зазенковать все отверстия- не получается, ферродо потом не будет плотно прилегать к "башмаку". Поэтому делаем последовательно.
Засверливаем отверстия по одному, используя старые в качестве кондуктора
А как теперь зенковать, ведь на плиту не положишь? Я подкладываю под ферродо пластинку из стали небольшой толщины- на снимке 0.6 мм. Носик сверла будет упираться в эту пластинку. Если кто знает более простые способы зенковки на определённую глубину- используйте эти способы. Например, можно на сверло одеть трубку необходимой длинны, чтобы трубка в нужный момент упёрлась в ферродо.
Всё, дело сделано. То есть почти сделано- теперь надо вооружиться рашпилем, и подогнать колодки под диаметр торм.барабана. Всё заняло ровно 1 час.
По поводу толщины накладок. Многие обращали внимание, что колодки, даже переклёпанные родным ферродо из Посылторга, не влезают в обычные барабаны- надо готовые колодки дорабатывать рашпилем. Вероятно, это сделано для того, чтобы обеспечить ремонт и для проточенных барабанов. Но "восьмёрочное" ферродо по-любому толще родного, так что этого этапа не избежать никак.
Восстановил фотки, бэкап любезно предоставил oilrefinery Но к сожалению, были только превьюшки, а сами оригиналы посмотреть "поближе" нельзя. Старые ссылки спортил и тоже оставил- вдруг файлы как-нибудь восстановятся... Р. _________________ Ява "360", 1967 г.в.
"Бездельник тянется к золоту, а трудовой человек- к железу. Наше золото- железо."
Последний раз редактировалось: Руся (10 Фев 2011 14:59), всего редактировалось 2 раз(а)
Регистрация: 25.04.2009 Сообщения: 329 Темы: 4 Откуда: Ростовская обл. г. Таганрог Мото: Ява 634.1, Suzuki GSX1400, Stadion S22
Думаю, эту статью нужно положить в гараж.
А заклепки не слабоваты?
У меня, кстати, без дела лежат 2 новые накладки, еще отец покупал. Чешские или нет, не знаю, но под диаметр явовского барабана. Из всех маркировок стоит нераспознаваемая печать. Надо будет их задействовать.
Спасибо за статью!
Руся, Спасибо за мастер-класс. Попробую твой способ восстановления колодок! _________________ Если парус остается без ветра-
он становится обыкновенной тканью!
Я уже давно переклепываю накладки, но делаю иначе.
Феродо беру то которое мягкое - из листа без труда можно согнуть по нужному радиусу. Феродо бывает разной жесткости, я брал то что идет на накладки для тормозные барабаны подьемных механизмов (не тельфера, а типа подъемники, лифты).
Делаю из электро провода заклепки, 4 отверстия с зазенковкой по концам накладки для тех заклепок. Обрабатываю грубым напильником прилегающие поверхности накладок и тормозных колодок. Далее обезжириваю, намазываю ЭПО клеем (не эпоксидкой, а клеем), который разведен со слегка меньшим количеством отвердителя (чтоб оставался эластичным но чтоб хорошо приклеил), заклепываю, обварачиваю целофановой пленкой (чтоб отеки не слиплись с чем-то не нужным), ставлю в тормозной барабан колеса и натягиваю тормоз. Если колесо отдельно то для натяжки использую отрезок камеры, если на мотоцикле, то на лапку ставлю каких 3 кирпича. Через сутки (при условии что температура воздуха около + 20) удоляю отеки, ставлю на мотоцикл и в перед! Правда как и для новых накладок торможу акуратно и не длительно каких 100 км.
Пака еще ни одна накладка не оторвалась.
4 заклепки по концам для успокоения совести (вдруг отклеится), да и не будет соскользывать с нужного места пака разопреш. _________________ Jawa 634.8-00 урожая 1977 года. 2[00 099] km
Ford Scorpio 2,5D 1991года. 345 678 km
Чаще подмажешь - меньше стоять будешь!
Руся, респект! Хороша работа! А у меня вопрос: как быстро (в среднем в км) снашиваются у вас колодки (ферродо)? Ставил в прошлом сезоне новые еще родные колодки, за пару тыщ км по городу стерлись до заклепок. Вот! _________________ JAWA 350/634-7 1983г. 12в+БСЗ (продана)
Honda civic eg4 1994г.
Land Rover Freelander 2001г.
Крути гайки сам. Тогда техника будет крутить колеса!
От себя хотел бы добавить, что ЕЩЁ надо сделать. Отец мой мне говорил :
между барабаном и колодками всегда болтается Н-ное кол-во песка и пыли.
При торможении песок, попадая "в тиски", накапливается в местах наименьшего
сопротивления - в дырках над заклёпками. Зачастую он там спресовывается
(особенно при наличии "связывающей" глины). И получаются очаги абразива,
которые портят барабан. Короче, надо вырезать из "феродо" маленькие
шайбочки, вклеить их над заклёпками и зачистить всё в уровень с колодкой.
А у меня вопрос: как быстро (в среднем в км) снашиваются у вас колодки (ферродо)? Ставил в прошлом сезоне новые еще родные колодки, за пару тыщ км по городу стерлись до заклепок. Вот!
Родное ферродо, можно сказать, вообще не снашивается! За всю свою биографию это я 2-й раз клепаю именно на Яву- и оба раза колодки "не мои", кто и как их юзал- я не знаю. 1- купил старый м-л, реставрировал, а эти- просто из кучи хлама. Подозреваю, что и стиль вождения тут не при чём: раньше я тоже ездил- ни бензин, ни тормоза не экономил. Что-то с барабаном, скорей всего. Ну, или ферродо совсем никакое- но это вряд-ли. Кстати, 1-й раз был ещё при совке, ферродо было посылторговское (читай: чешское), а заклёпки- классические, из проволоки.
Не слабы ли заклёпки? Нет. Таким методом я много раз делал себе и сцепление, и задние колодки на старые машины- всё держит.
А вот насчёт передних дисковых... был такой казус в "лихие 90-е": не было в продаже даже и жигулёвских колодок (передних), так я на ВАЗ поставил наклёпаные, из какого-то сильно хорошего "красного ЗиЛовского" Ф. Всё было нормально, но раз еду с 4-мя толстыми тётками, полным багажником, да по летней погоде на спуск, и чувствую- колодки будто из мыла сделаны, скользят тормоза! Больше такого не ставил на перёд, хотя на Форда колхозил ВАЗовские Егорьевские колодки- работали отлично.
Добавлено спустя 6 минут 56 секунд:
Сергей2006, спасибо! На это я не обращал внимания- не знал. _________________ Ява "360", 1967 г.в.
"Бездельник тянется к золоту, а трудовой человек- к железу. Наше золото- железо."
Сергей2006-это и говорит о том,что колодки лучше все-таки клеить,но клеить правильно!Но и решение заклеивать заклепки в этом случае правильно-но вклеивать так чтобы потом клина не словить из-за чего нибудь там на колодке отвалившегося.
Наверное, лучше клеить. Но лично я клееным соединениям не доверяю. Так что лучше всего- как i_edgars, приклеить, и заклёпками прихватить. _________________ Ява "360", 1967 г.в.
"Бездельник тянется к золоту, а трудовой человек- к железу. Наше золото- железо."
Я вот тоже не очень доверяю чисто клеенным, по этому ставлю контрольные заклепки.
Феродо если хорошего качества - не жесткое (не дубовое) то изнашивается долго. Но сильно зависит от стиля езды!! Я резко практически ни когда не торможу. В основном подтормаживаю только задним колесом. Переднее использую только если надо резко остановится - аварийная ситуация.
За всю истрию 200 т км на заднем третий рем комплект колодок + один покупной использовал, на переднем первый рем комплект. Т.е. до 50 т км можно дотянуть, а то и более. Городского цикла правда не так уж много, но за то много было грязи (а на дзипах по грязи накладки мигом истираются).
А вот задний барабан один уже истер - тепер стоит другой (переспицовывал). _________________ Jawa 634.8-00 урожая 1977 года. 2[00 099] km
Ford Scorpio 2,5D 1991года. 345 678 km
Чаще подмажешь - меньше стоять будешь!
Руся,
Спасибо!
А я то всё голову ломал как клёпальником туда пристроится, нехватило у мну мозгов туда втулочку подложить . _________________ ЯВА 250/353 1962г.
ЯВА 350/360 1968г. + скоро Велорекс 560
ЯВА 638.5 1985г.
Мечта Jawa 500 OHC 01
Я уже давно переклепываю накладки, но делаю иначе.
Феродо беру то которое мягкое - из листа без труда можно согнуть по нужному радиусу. Феродо бывает разной жесткости, я брал то что идет на накладки для тормозные барабаны подьемных механизмов (не тельфера, а типа подъемники, лифты)
i_edgars, Ферродо розоватого цвета, в больших листах? Так, нет?
У меня ещё с Советских времен лежит. Отец клепал колодки для "Москвича", как задние барабанные, так и передние дисковые.
Он говорил - ферродо от тормозных механизмов портовых кранов.
Такие колодки ходили дольше чем заводские.
Я клепал тем-же материалом на Ижа, но без проклейки. _________________ Jawолен во всём.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы